Роль энергетики в современном мире постоянно возрастает. Энергообеспечение экономического и социального развития общества является стратегической задачей, успешность решения которой во многом определяет безопасность государства. Вместе с тем рост потребления энергии все сильнее входит в противоречие с возможностями ее производства, ресурсными, экологическими и технологическими ограничениями. Эти факторы определяют чрезвычайную важность инновационного развития подготовки специалистов, обладающих совокупностью новых профессиональных компетенций, фундаментальных и практических знаний в области эффективного производства, распределения и рационального использования различных видов энергии.

Целью инновационной образовательной программы является подготовка кадров, обладающих новой совокупностью профессиональных компетенций в области энергетики для наиболее полного удовлетворения потребностей развивающегося российского энергетического комплекса в высококвалифицированных специалистах.

Эти специалисты должны решать актуальные задачи повышения энергетической эффективности российской экономики. Новые профессиональные компетенции выпускников будут также способствовать активному присутствию России на международном рынке высшего, дополнительного и послевузовского профессионального образования. Повышение энергетической эффективности рассматривается как комплексная организационная, экономическая, научно-техническая и производственно-технологическая задача государственного масштаба, успех решения которой прямо зависит от уровня и качества подготовки специалистов, от их способности творчески работать на стыке областей знаний, постоянно совершенствовать свою профессиональную компетенцию, проявлять высокую социальную ответственность.

Достижение цели программы обеспечивается формированием новых и модернизацией имеющихся образовательных и научно-технических ресурсов для подготовки специалистов, определяющих эффективное развитие отечественной промышленности и экономики за счет комплексного использования знаний и технологий во всех областях науки и техники, представленных в МЭИ, от энергетического машиностроения и водородной энергетики до информационных и нанотехнологий.

Практическая составляющая формируемых или модернизируемых ресурсов для обучения значительной части студентов энергетических специальностей развивается на учебно-экспериментальной и производственной базе генерирующего предприятия – теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) МЭИ – уникального объекта в системе российского высшего профессионального образования.

Актуальность заявленной цели инновационной образовательной программы определяется тем, что реформируемой и активно развивающейся энергетике России остро требуется приток молодых специалистов с новыми профессиональными компетенциями, для подготовки которых столь необходимы новые образовательные ресурсы и технологии.

Только ускоренный ввод новых мощностей в обозримом будущем позволит смягчить образовавшийся и усугубляющийся дефицит электрической мощности, особенно в динамично развивающихся регионах России, связанный с тем, что реальный рост электропотребления в последние шесть лет оказался почти в 2 раза выше, чем прогнозировалось. В результате, например, в столичном мегаполисе, по данным РАО «ЕЭС России», в настоящее время 80 % новых потребителей электроэнергии получают отказ в подключении к электросетям. Дефицит электрической мощности становится угрозой энергетической безопасности региона и страны в целом и реальным препятствием на пути ее развития.

В то же время только для эксплуатации вновь вводимых мощностей электростанций до 2015 г. потребуется дополнительно более 12 тысяч инженеров с  новыми профессиональными компетенциями. Начинать длительный и ответственный процесс их подготовки нужно уже сейчас.

Известно также, что потребление энергии на единицу продукции в России в 2–5 раз выше, чем в экономически развитых странах, что ставит задачи не только увеличения производства электрической и тепловой энергии, но и ее эффективного использования. Очевидно, что и эту задачу не удастся решить без нового поколения научных и инженерных кадров, специально подготовленных для эффективного решения задач энергоресурсосбережения.

Представленная цель является комплексной, для ее достижения предусматривается согласованное совершенствование структуры, содержания, технологий, материально-технического обеспечения подготовки высококвалифицированных специалистов как в течение всего срока выполнения программы, так и после ее завершения.

Выдвигаемая цель полностью соответствует «Основным направлениям развития Московского энергетического института (технического университета) на период до 2010 года», а ее достижение отвечает насущным потребностям развития российской энергетики в инженерных и научных кадрах новой формации, в процессе подготовки которых должны применяться последние достижения энергетической науки и практики.